Валяние валенок – древнее ремесло в современном мире

История возникновения и развития войлоковаляния: от ноева ковчега до наших дней

Валяние валенок – древнее ремесло в современном мире

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ  ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ:  ОТ  НОЕВА  КОВЧЕГА  ДО  НАШИХ  ДНЕЙ

Кочкина  Кристина  Владимировна

студент  5курса,  кафедра  дизайна  и  изобразительного  искусства  ВятГГУ, 

РФ,  г.  Киров

Е-mail:  cristina.ko4kina@yandex.ru

Крысова  Виктория  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ВятГГУ, 

РФ,  г.  Киров

Прикладное  искусство  по  своей  природе  национально,  оно  рождается  из  обычаев,  привычек,  верований  народа  и  непосредственно  приближено  к  его  производственной  деятельности,  к  его  быту.

  В  настоящее  время,  в  силу  изменившихся  условий  жизни,  в  период  развитого  производства,  человек  стал  утрачивать  многие  традиции  народного  декоративно-прикладного  искусства.

  Новое  время  все  более  стирает  отпечаток  индивидуальности  творца  с  произведений,  созданных  заводским  способом.  Это  неизменно  ведет  к  утере  и  обезличиванию  народных  изделий,  обеднению  духовной  культуры.

В  век  высоких  технологий  и  применения  разнообразных  современных  материалов  человечество  вновь  обращается  к  истокам  древних  ремесел,  к  культурным  и  историческим  ценностям.  К  сожалению,  время  беспощадно  к  произведениям  искусства,  и  многие  художественные  орнаментальные  традиции  войлока  частично  утеряны  или  упрощены.

Народное  искусство  заключает  в  себе  огромный  потенциал  всестороннего  развития  личности.  Обогащение  нравственной,  трудовой,  эстетической  и  художественной  культуры  способствует  формированию  гармоничной  личности,  значение  которой  в  современном  обществе  велико.

  Декоративно-прикладное  искусство  оказывает  положительное  воздействие  на  душевное  состояние  человека,  его  настроение,  эмоции,  а  также  формирует  отношение  личности  к  окружающему  миру.

  Войлочные  изделия  демонстрируют  не  только  эстетический  вкус  и  фантазию  художника,  в  них  отражаются  материальные  и  духовные  интересы  людей  многих  поколений.

История  войлоковаляния  уходит  далеко  вглубь  веков.  Существует  легенда,  гласящая,  что  первый  валяный  ковер  появился  на  Ноевом  ковчеге.  Если  верить  этой  легенде,  то  история  валяния  шерсти  берет  начало  именно  на  Ноевом  ковчеге.

  Из  Книги  Ветхого  завета,  нам  известно  о  том,  что  Ной,  по  наставлению  и  при  помощи  Бога  построил  ковчег,  в  котором  со  своими  сыновьями  и  их  жёнами,  и  различным  зверьём,  должен  был,  переждать  Великий  Потоп.  Среди  других  животных  на  ковчеге  были  и  овцы.

  Множество  животных,  в  том  числе  и  овцы,  находились  в  тесных  помещениях.  Они  постоянно  терлись  друг  о  друга,  в  результате  чего  их  шерсть  падала  на  пол,  оставляя  проплешины  на  боках.

  В  ковчеге  было  очень  тесно  и  овцам  приходилось  переступать  с  ноги  на  ногу,  пытаясь  размять  конечности.  И  под  воздействием  копыт  и  большой  влажности,  их  шерсть  падала  на  пол  шерсть  и  постепенно  сваливалась.

  Когда  животные  покинули  Ковчег,  полы  их  временного  приюта  оказались  покрыты  ароматным  плотным  полотном.  Потом,  после  Потопа,  когда  люди  и  звери  вновь  размножились  по  всему  земному  шару,  войлок  получил  широкое  распространение.

Шумерская  легенда  утверждает,  что  секрет  создания  войлока  был  обнаружен  воином-героем,  царем  Ура,  Шумера  и  Аккада,  Ур-Намму,  который  правил  приблизительно  в  XXII—XXI  вв.  до  н.  э.

Согласно  средневековой  легенде  Святой  Климент,  живший  в  I  в.  н.  э.,  впоследствии  ставший  четвёртым  папой  римским,  странствуя,  случайно  открыл  процесс  создания  войлока.

  Для  большего  удобства  он  набил  сандалии  очесом  (короткими  волокнами  шерсти),  в  результате  воздействия  ног,  пота  и  влаги  с  земли  клочки  шерсти  спутались  и  превратились  в  валяное  полотно.  Став  епископом,  он  набрал  группу  работников  для  совершенствования  процесса  валяния.

  Впоследствии,  Святой  Климент  считался  покровителем  шляпных  мастеров,  широко  использовавших  войлок  в  своей  работе.

Считается,  что  самыми  ранними  прототипами  войлока  были  кусочки  шерсти  диких  овец,  которые  выпадали  на  землю  и  скапливались  внутри  пещер.

Археологам  доподлинно  не  известно,  когда  и  кем  было  открыто  получение  такого  жизненно  необходимого  материала.

  Остается  предполагать,  что  первые  подобия  войлока  получались  из  клочков  шерсти  диких  овец,  собиравшихся  в  углах  пещер.

  Там  они  постепенно  уплотнились,  и  человек  стал  использовать  их  в  качестве  лежанок.  Шерсть  также  могла  сваливаться  непосредственно  на  шкурах,  служивших  постелью  [1].

Валяние  войлока  неразрывно  связано  с  овцеводством.  Потому  первая  отправная  точка  в  его  истории  —  одомашнивание  овцы.

  Однако  для  обеспечения  жизни  требуется  большое  количество  войлока.  Поэтому  о  его  масштабном  применении  можно  говорить  лишь  со  времен  организации  овец  в  отары.

  Вторая  отправная  точка  —  одомашнивание  лошади  и  собак  5—6  тыс.  лет  назад  [2].

Овца  —  неприхотливое  животное.  Именно  упоминание  о  нем  чаще  всего  встречается  в  Библии.  Овечьи  отары  наравне  с  другими  домашними  животными  —  коровами,  верблюдами,  козами  —  были  мерилами  богатства  и  достатка.  Наибольшее  распространение  овцеводство  получило  среди  кочевых  народов.  И  невозможно  представить  их  культуру  и  жизнь  без  войлока. 

Первые  войлоки  были  обнаружены  около  3  тыс.  лет  до  н.  э.  на  территории  современной  Анатолии.  Они  были  определены  как  работа  северных  протоиранских  племен.  Рождение,  свадьба,  война,  погребение  —  войлок  сопровождал  кочевников  не  только  в  течение  всей  жизни,  но  и  после  смерти.

  Войлок  помогал  человеку  выжить,  защищал  от  холода,  служил  одеждой  и  кровом.  Но  кроме  того,  войлок  являлся  ярким  произведением  искусства.  С  древнейших  времен  войлоки  научились  декорировать,  и  способов  украшения  изобрели  довольно  много.

  На  данный  момент  самым  древним  войлоком  являются  обнаруженные  археологами  фрагменты  войлока  из  шерсти  овец  в  одном  из  древнейших  поселений  времен  неолита  Чатал-Хююк.

Древнейшие  сохранившиеся  до  наших  дней  изделия  из  войлока  —  ковры  и  чепраки  из  Пазырыкских  курганов  Горного  Алтая  (скифы,  VI—V  вв.  до  н.  э.).

Настоящий  переворот  в  представлении  об  искусстве  валяния  у  ранних  кочевников,  произошел  с  открытием  царских  Пазырыкских  курганов.  Сложно-декорированные  войлочные  изделия  являются  самыми  известными  войлоками  в  мире.

  Сделанные  они  из  тонких  1—2  мм  толщиной  панелей,  украшенных  аппликацией  войлок  по  войлоку,  изредка  дополняемых  вышивкой  тамбурным  швом,  окантовкой  белым  шнуром,  или  вырезанными  из  золотой  фольги  деталями.  Тип  войлока,  который  отличается  тончайшей  аппликацией,  стал  называться  «пазырыкской  линией».

  Известно,  что  древние  алтайцы  валяли  войлок  различных  сортов  и  качества  из  шерсти  и  пуха  овец.  Натуральный  цвет  войлока  белый  или  чёрный,  в  зависимости  от  масти  овец,  но  нередко  войлок  окрашивали.  Наблюдающийся  теперь  желтоватый  цвет  является  результатом  долгого  пребывания  войлока  во  влажной  земле.

  Войлок  лучшего  сорта  тонкий,  не  более  2—3  мм,  и  именно  из  этого  войлока  шили  кафтаны,  чулки,  носки,  изготавливали  ковры  и  седельные  попоны.

Толстое  многослойное  войлочное  полотнище  крытое  тканью,  сцены  борьбы  животных  и  другие  мифологические  сюжеты,  украшения  в  виде  аппликаций  с  обязательной  стежкой  и  окантовкой  толстым  витым  шнуром,  такова  манера  валяния  и  декорирования  войлочных  изделий,  найденных  в  курганах  Ноин-Улы  (хунну,  2—1  вв.  до  н.  э.)  во  внутренней  Монголии.

Сюны  —  народ  который  отличался  воинственностью  и  приверженностью  кочевому  образу  жизни,  особенностью  их  культуры  было  отсутствие  ткачества.  Единственным  текстилем,  который  они  производили,  были  войлоки,  поэтому  последние  имели  для  них  особое  значение.

  Изображение  огромной  юрты  Чингисхана,  крытой  войлоками,  традиционные  монгольские  войлочные  изделия,  старинные  и  современные,  подтверждает,  что  монголы  прямые  наследники  и  продолжатели  сюнской  традиции  войлоковаляния.

  Яркими  последователями  этой  традиции  стали  многие  народы  центральной  Азии:  Тибетцы,  Тувинцы,  Алтайцы,  Казахи.

  Сюнская  манера  войлоковаляния  распространилась  вплоть  до  Северного  Кавказа,  каждый  народ  вносил  в  украшения  войлочных  изделий  свои  национальные  элементы,  но  все  степные  народы  воспринимали  и  воспринимают  войлок,  как  гарант  их  образа  жизни.

Славяне  никогда  не  были  кочевниками  и  никогда  не  жили  в  юртах,  а  вот  о  войлоке  знали  и  умели  делать  и  его,  и  полувойлоки  (тканные,  а  затем  подваленные  материалы,  которые  шли  на  пошив  верхней  одежды)  характерные  для  европейской  традиции  войлоковаляния.  Древнеславянские  названия  шерстяных  тканей,  дошедшие  до  нас  благодаря  летописям,  звучат  не  привычно  и  таинственно:  водмол,  апона,  орниц,  ерига,  сукно.

Слово  сукно  встречается  в  памятниках  письменности,  начиная  с  XII  века,  но  способ  его  изготовления  очевидно  гораздо  древнее.

  На  территории  Старой  Ладоги,  археологами  найдены  войлочные  фрагменты  не  ясного  назначения,  и  головное  покрывало  датируемой  VIII  веком,  а  вот  валеной  обуви  археологами  пока  нигде  не  обнаружено.

  До  нас  дошел  способ,  с  помощью  которого  славяне  валяли  сукно.

  Шерсть  раскладывали  на  доске,  понемногу  и  непрерывно  её  поливали  горячей  водой,  а  двое  крепких  мужчин  устраивались  друг  против  друга  около  доски  и  ногами  двигали  по  ней  ткань,  то  к  себе,  то  от  себя,  при  этом  образовался  тонкий  слой  похожий  на  тонкий  войлок.

  В  холодную  пору  славяне  мужчины  и  женщины  надевали  длинные  теплые  одеяния  из  сукна,  назывались  они  свитами  от  слова  свивать,  что  значило  кутать.  В  конском  убранстве  у  славян  широко  использовался  войлок,  из  него  делали  подкладки  для  хомутов  и  седел,  конские  попоны.  Начиная  со  скифов,  и  по  сей  день,  войлок  есть  и  остается  самым  подходящим  материалом  для  конского  убранства.

Не  спокойное  было  время,  славянам  много  приходилось  воевать,  и  войлок  всегда  верно  служил  им  в  этом  деле.  Из  него  делались  мягкие  подкладки  для  шлемов,  при  ударе  топора  или  меча,  войлок  смягчал  удар.  Пригодились  в  военном  деле  и  полувойлоки.

  Из  сукна  изготавливался  мятель  (плащ)  который  мог  быть  элементом  воинской  одежды.  Намотав  на  руку  толстое  валяное  сукно,  воин  мог  использовать  его  в  качестве  своеобразного  щита,  да  и  в  военных  походах  такой  плащ  служил  и  одеялом  и  палаткой.

Валенки  впервые  появились  в  Сибири,  сначала  это  была  низкая  обувь,  голенища  валялись  отдельно,  потому  такая  обувь  была  со  швом,  называлась  она  в  разных  регионах  по-разному:  чуни,  коты,  кеньги.  Впрочем,  обычные  валенки  также  имели  разные  названия:  чесанки,  катанки,  пимы,  валенцы,  самовалки.

Среди  русских  валенок  ручного  производства  наиболее  ценны  близкие  к  белому  цвету,  для  придания  уникальной  бархатистости  их  поверхность  шлифуется  пемзой  и  при  необходимости  обрабатывается  мелом.

  Валенки  могут  отделываться  вышивкой  и  аппликацией.

  Для  каждого  района  России  характерны  свои  виды  валенок:  в  Сибири  предпочитают  обшитые  кожаной  тесьмой  бурки,  подошвы  вятских  непременно  подшиты  плотным  войлоком,  татары  украшают  валенки  тесьмой,  бисером  или  гарусом  [4].

Благодаря  староверам  появляются  бесшовные  валенки.  С  приходом  в  глухие  нижегородские  леса  старообрядцев  в  конце  XVII  —  начале  XVIII  вв.

  в  уезде  возник  и  достиг  большого  развития  валяльно-сапожный  промысел.  Лучшие  семеновские  мастера  посылали  валенки  в  1851  г.  на  Всемирную  выставку  в  Лондоне.

  Промышленное  производство  валенок  началось  только  в  конце  XIX  в.  [3].

В  Европе  в  60-х  года  XX  в.  был  бум  на  художественный  войлок.  Благодаря  немецкому  художнику  Йозефу  Бойсу  (1921—1986),  войлок  вошёл  в  арсенал  современных  артистических  материалов.  Во  время  Второй  мировой  войны  Бойс  служил  в  авиации  и  его  самолет  был  сбит  в  Крыму.

  Израненное  тело  летчика  подобрали  в  степи  татары-кочевники,  которые  лечили  его  древними  ритуальными  и  традиционными  методами:  раненого  обмазывали  топленым  бараньим  жиром  и  заворачивали  в  войлок.  Чудесное  спасение  и  выздоровление  стали  решающими  для  последующей  творческой  карьеры  художника.

  В  своих  многочисленных  инсталляциях  он  заворачивал  в  войлок  предметы  (стулья,  кресла,  рояли)  и  сам  закутывался  в  него.

  Это  возродило  интерес  к  истории  материала  и  дало  новый  толчок  для  всплеска  идей  в  среде  художников  и  дизайнеров,  подтолкнуло  промышленность  выпускать  специально  окрашенную  шерсть  и  различные  аксессуары  для  этого  увлекательного  рукоделия.  Расширился  интерес  к  редким  и  особенным  породам  овец.

В  1984  г.  создана  и  успешно  развивается  Международная  Ассоциация  по  валянию  из  войлока.

  Главная  цель  организации  —  сохранение,  развитие  и  распространение  древнего  ремесла  во  всем  мире.

  Проводятся  международные  конференции,  выставки  и  мастер-классы,  организуются  обучающие  поездки  в  страны,  где  сохранились  традиционные  навыки  валяния.

  В  настоящее  время  активно  используются  творческие  наработки  многих  поколений.  Были  рассмотрены  приёмы  валяния,  применяемые  с  зарождения  войлоковаляния,  и  новые,  значительно  обогатившие  его,  расширившие  сферы  применения  войлока.

Сегодня  этот  продукт  интересен  для  мастеров,  на  него  есть  спрос,  а  значит,  нужно  активнее  его  вводить  в  современные  реалии.  Войлок  очень  податливый,  с  ним  можно  что  угодно  делать:  объемные  вещи,  украшение  тканей,  игрушку,  бусы,  ковры  и  панно.

  Можно  дать  вторую  жизнь  старым  вещам,  украсив  шерстяным  рисунком  или  объемным  украшением  из  войлока.  Такое  занятие  успокаивает,  развивает  фантазию.  Здесь  можно  много  задумок  воплотить,  огромный  простор  для  творчества  и  экспериментов.

Читайте также:  Шлифовальная машина для пола: 5 разновидностей

  Одни  делают  обувь  —  валенки  и  тапочки,  другие  создают  художественные  полотна,  которые  представляют  собой  произведения  искусства. 

Список  литературы:

  1. Артюшкина  Е.И.  Народное  искусство:  сквозь  века/  Е.И.  Артюшкина  —  Челябинск:  Аркаим,  2007  —  164  с.
  2. Иштвана  Видак,  фильм  «История  войлока»  венгерского  этнографа  Иштвана  Видака.
  3. Калашникова  Н.М.  Мир  войлока.  (Статья  подготовлена  по  материалам  Российского  этнографического  музея.)  СПб.,  —  23  с. 
  4. Чаликова  Д,  статья  «Валенки  русские»,  журнала  «Наука  и  жизнь»  №  12,  2005  г.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxiv/42825

История валяния

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.

Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.

), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары.

Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу».

В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна.

Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.

Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.

Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы.

Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд.

Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния.

В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока.

Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые.

Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой.

Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Вы тоже легко освоите валяние шерсти, если вам интересен этот вид творчества. Попробуйте, я уверена, что вам это очень понравится!

Расскажите друзьям

Источник: http://gaanna.ru/page/istoriya-valyaniya

Проект « Валяние из шерсти. Традиции и современность»

             Проект

Тема: « Валяние из шерсти.

Традиции и современность»

                                                                                                                             Выполнила ученица МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»

                          Кузовкова Мария 10 лет

                          Преподаватель: Герман Л.В.

Г. Сургут

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти……………………………………

1.1.          Основные понятия…………………………………………………

1.2.           Время зарождения…………………………………………………

Глава 2. Основные приёмы исполнения

и декорирования…………………………………………………………

2.1.Традиционные приёмы декорирования войлока……………………

2.2.Новые приёмы работы с войлоком…………………………………..

Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.

3.1.     Валяние – от ремесла к искусству………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………

Приложения………………………………

                                                          Введение.

 Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно  оформленные, обладающие целостным строем и  функциональностью.

Предметы ремесленной деятельности  часто достигали высот подлинной художественности.   Резьба по кости и дереву, гончарное искусство,  искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть  древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас.

Валяние из шерсти занимает достойное место в этом списке

Цель данной работы –  с познакомить с валянием из шерсти, его перехода   из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира.

Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить  историю валяния из шерсти, познакомить с  традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.

Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти.

1.1.Основные понятия.

Большая советская энциклопедия даёт следующие определения:

«Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:

а) технические…   в виде лент, пластин и готовых деталей;

б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;

в) строительные …»

«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью.

«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом  данного производства является войлок.  Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно.»

Валяние  производится вручную или машинным способом. При этом машинный способ может основываться на процессах, близких к ручному способу изготовления, а так же на иглопробивных  станках и термопрессовальном оборудовании.

При традиционном валянии  кошмы для юрты  или ковра подготовленная шерсть выкладывается на циновки и смачивается молочной сывороткой и накручивается вместе с циновкой на деревянную ось. Собранная конструкция  прочно закрепляется и привязывается при помощи верёвок к седлу. Считается, что для полноценной увалки достаточно проехать 15-20 пролётов стрелы, т.е. около 2 км.

Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста.  Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:

– раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во

время валяния, внесение вваливаемого декора;

–  первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;

– собственно процесс валяния, с постоянным контролем и

корректировкой формы;

– окончательная отделка изделия.

1.2.Время зарождения.

 Несмотря на то, что валяние из шерсти  имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество,  что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока. Шерсть дикой овцы практически не валяется, т.к.

она не имеет чешуйчатого слоя на волосе, кроме того, с одного животного можно получить 3-5 кг шерсти, в то время как на изготовление, например юрты, уходит 100-150 кг. Начало истории войлока можно отнести к 5-6 тыс. до н.э.

, когда были одомашнены и овца, и лошадь с собакой – первые помощники в выпасе овец.

Валяние из шерсти  – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии.  Обширен перечень изделий, изготовляемых  из войлока.

Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой  разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами.

Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.

 Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал  от  злых  духов   и   вражеских   сил,   спасал  от зноя и холода.

Традиционные для России валенки,  имеют недолгую историю – около 200 лет. Лишь с конца XVII  – середины XVIII вв.  началось изготовление цельновалянных сапог с высоким голенищем.

До этого вырабатывались пимы – сборная обувь, состоящая из валяного основания и пришивного суконного голенища. Новый вид обуви оказался настолько удачным, что уже в начале ХХ в.

 в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом.

С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится».

 У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.

Читайте также:  Удивительные лестницы из нержавейки на практике: 6 видов

          Сегодня войлок производится кустарно с использованием преимущественно традиционных приёмов и промышленным образом.  Промышленность выпускает технический войлок, который  применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений, прокладочных материалов, фильтров .

Пока не нашел замены войлок при шлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви.

 Глава 2. Основные приёмы исполнения и декорирования.

2.1. Традиционные приёмы декорирования войлока.

Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала.  Длительное время они оставались неизменными, это:                                                                               – вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;

– аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;

–         вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;

–         роспись по готовому войлоку.

При вваливании участки контрастных цветов природного сырья

соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.

Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега.  Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.

Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый – из отвара ореховой скорлупы, а серый – из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый – луковая шелуха.

Основные войлочные традиции дошли до современности в неизменном виде.

Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели мастерством создания «полувойлоков» – тканых и затем подвалянных  материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно, которое в качестве окончательной отделки могли  ворсовать, опаливать, прессовать и окрашивать.

Валяние распространилось стремительно и повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.

 Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.

 Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом.

2.2. Новые приёмы работы с войлоком.

В последнее время валяние из шерсти обогатилось  новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы.

 Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и  по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Валяние по-сухому  –  новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры.

Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок.

Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки.

Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой   фактурой,    неожиданными   цветовыми   эффектами.

Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.

3.1.Валяние – от ремесла к искусству.

Изначально войлочные изделия производились для личного или внутрисемейного употребления. Они  были просты по форме и  исключительно утилитарны..  Долгое время их отделка была «говорящей», она не только несла в себе родовую информацию, но и служила оберегом, обладала сакральным смыслом.

Глубокое понимание мастером-ремесленником сути обрабатываемого материала позволяет создавать вещи-явления, вещи, как совершенное, законченное произведение декоративно-прикладного искусства,  ярко и точно отражающие характерные природные свойства используемого материала.

 Знание используемого сырья воплотилось в художественно-технические приёмы,  формирующие конструктивное и орнаментально-сюжетное решение. Накопление опыта подобного рода в определённой степени подготовили разрыв между «просто» ремеслом, т.е.

производством исключительно функциональных вещей, и валянием из шерсти, как явлением декоративно-прикладного искусства,  обогащающие предметную среду, окружающую человека .

Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы . Порой, развитие валяния из шерсти  стремительно ускоряется, подгоняемое  нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени.

Современное валяние-искусство работает и  с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы,  нацеленные на создание сложных с образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала.  По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и  разнообразия,  через череду экспериментов,  формируется  яркий, многоликий мир войлока.

Обширные возможности материала, его доступность и демократичность привлекают как любителей, так и профессиональных художников, которые привносят в валяние  базовые  знания композиции и цветоведения. Невероятное разнообразие мира войлока зависит от цветовых и технологических предпочтений  художников, их культурных традиций, стремления к творческим поискам и готовности к смелым экспериментам.

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые .

Валяние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами, развивающими личность.

Занятия войлоковалянием имеют и оздоравливающий эффект: работа попеременно с тёплой и прохладной водой,  мягкое воздействие на рефлекторные точки рук закаливают организм, а посильная, самостоятельно дозируемая физическая нагрузка тонизирует занимающегося.

                                                      Заключение.

Войлоковаляние – яркое, самобытное явление  культуры,  одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.

Современное валяние из шерсти опирается на опыт, накопленный в течение многих веков,  активно используя творческие наработки многих поколений.

Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как  материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.

                                  Список литературы:

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: – (Высшее образование)

2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.,2001.

3. Статья “Мир войлока”, автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

 4. Д.Чаликова, статья  «Валенки русские», журнала “Наука и жизнь” №12, 2005 г.  www.nkj.ru/archive/articles/3161/

5. Статья “Мир войлока”, автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

6. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,

Источник: https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2015/06/10/proekt-valyanie-iz

«история валенка»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «ИСТОРИЯ ВАЛЕНКА»

Подготовила:

Шакуло Татьяна

ученица 8 класса

Руководитель:

Прищеп Светлана Ефимовна

учитель технологии

МБОУ «Катичская средняя

общеобразовательная школа»

2017 г

Подготовила:

Губарева Таня

ученица 8 класса

Руководитель:

Прищеп Василий Петрович

учитель истории

МБОУ Катичская средняя

общеобразовательная школа

ВВЕДЕНИЕ

  • Много произведений в русской литературе, пословиц, поговорок и даже песен было связано с валенками. Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку, как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки.
  • Мне стало интересно, действительно ли валенки являются исконно русской обувью. Именно поэтому мне захотелось изучить историю возникновения валяльного промысла вообще и на Брянщине в частности, и насколько актуальна эта обувь в наше время. Изучив достаточное количество литературы, я решила исследовать эту тему, четко определив цель и задачи своей исследовательской работы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ознакомиться с историей возникновения и развития валяльного промысла, исследовать значимость валенок в жизни русского народа.

ознакомиться с историей возникновения и развития валенок на Руси.

Оценить роль валенок в жизни предков и современном мире.

ЗАРОЖДЕНИЕ ВАЛЯЛЬНОГО ПРОМЫСЛА

Валяние – самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом, их обнаружили на Алтае. Валяние войлока — изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру.

Древнейшими изделиями из валяной шерсти считаются ковры. Жители Азии изготавливали из свалянной шерсти подушки, стельки, утеплители под верхнюю одежду и даже обтягивали ею стены своих домов.

Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.

ИСТОРИЯ ВАЛЕНОК

Валенки самая дешевая, самая теплая, самая полезная и самая русская зимняя обувь! История валенок в России насчитывает 2400лет. Войлочные сапоги упоминаются ещё в “Слове о полку Игореве”. На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого.

Валенками не брезговали даже коронованные особы: и Петр I , и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. Впервые они появились в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом.

Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Валенки входят в нормы снабжения тёплыми вещами и снаряжением начальствующего и рядового состава внутренней службы российской армии.

Современные и старые валенки – очень теплые, очень удобные, а, самое главное, экологичные.

ВАЛЯНИЕ ВАЛЕНОК НА БРЯНЩИНЕ

Оказалось, что на сегодняшний день ремесло это сохранилось до наших дней только в селе Новый Ропск Климовского района. Когда-то выходцы из Старого Ропска основали другое поселение – Новый Ропск, где и зародился промысел «валять шапки», затем он перерос в занятие «валять валенки».

И сегодня работают шаповалы по-старинке: одиноко, вручную, передавая секреты своего ремесла от старшего поколения, младшему. Правда, производство уже не то, что в те времена. Мастерская – это небольшой сарайчик, в котором находится так называемый «рабочий стол», настоящая русская печь.

Новшеством стало покраска валенок в черный цвет.

ШЕРСТЬ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЛЕНОК

Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью. В ручном валянии применяется шерсть в мотках изготовленная в фабричных условиях из шерсти мериносовой овцы и шелка, а также пряжа из ангоры и кашемира.

Шерсть богата ланолином, ускоряющим заживление ран и пере-ломов, обладающим антиаллергическими и противовоспалитель-ными свойствами. Врачи подтверждают неоценимое влияние такой обуви на здоровье. Стопа не деформируется, обувь – дышат. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие.

За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови. А для стра-дающих артритом и ревматизмом, людей с деформированными стопами, валенки порой – единственное спасение. Незаменимые лечебные свойства овечьей шерсти помогут справиться с начинающейся простудой.

Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, при этом сама оставаясь сухой. Именно такое тепло и помогает при простудах!

СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЕНКИ

Современные модельеры обратили внимание на этот предмет обуви. Ведь необходимо заботиться не только о красоте, но и комфорте. Валенки вместе с резиновыми сапогами обрели новую жизнь. Сегодня это не только удобная и практичная обувь, но и очень модная.

Современное производство валенок не упускает из виду новые веяния. В продаже специальные модели – своеобразная смесь сапог и валенок – наилучший вариант для прогулок по зимнему лесу. А для любителей зимней рыбалки – просто идеальная обувь. И тепло и сухо.

Читайте также:  Отделка стен на кухне: основные варианты

Валенки – обувь членов Гринпис.

Сегодня валенки украшаются вышивкой, принтами. Их декорируют драгоценными камнями, стразами, кристаллами. Современные модные валенки – настоящее произведение искусства.

МНОГООБРАЗИЕ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ ФИЛЬЦЕВАНИЯ

Я столкнулась с новыми видами изделий, выполненными в новой технике валяния – сухое фильцевание.

Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. Дизайнеры используют войлок для изготовления элементов декора, войлочные аксессуары придают нарядам очарование и прелесть своей богатой цветовой гаммой, изящными линиями и возможностью воплотить любые фантазии.

Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку. Иглы имеют специальные зазубрины, благодаря которым они подцепляют и смешивают, спутывают волокна шерсти. Этот метод называется фильцеванием.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Я смогла определить в ходе своей работы, что валенки занимают весьма почетное место в ряду национальных символов России.

Некоторые ремесла и промыслы еще сохранились. С каждым годом растет интерес к труду народных умельцев, ведь каждая встреча с изделием народного творчества – это всегда открытие. Мне приятно осознавать, что в Климовском районе нашей области есть поселение Новый Ропск, где зародился промысел «валять валенки».

Но умельцев этого ремесла в осталось немного, так как секреты «шаповалов» передавались от старшего поколения к младшему и сам процесс изготовления валенок очень сложный.

Поэтому очень важно возрождать старые традиции в своей местности, и я бы хотела и в дальнейшем более подробно изучить историю народных ремесел Брянщины и приобщить к этой деятельности моих сверстников.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/istoriia-valienka.html

Исследовательская работа “Валенки, валенки… прошлое и настоящее”

«ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ… ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

Выполнил работу:

Сергеев Никита

учащийся 10 класса

МБОУ Стодолищенская СШ

Починковского района

Руководитель работы:

учитель географии I категории

Шугарова Е.И.

Цель и задачи работы:

  • Многие из нас помнят, как когда-то, в детстве, носили зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках? Где и когда они появились? Насколько трудоемок процесс их изготовления?  Есть ли музеи, посвященные валенку? Существует ли производства валенок  в поселке? Мне захотелось найти ответы на данные вопросы.  Поэтому я поставил перед собою цель: изучить историю пимокатного производства. Для ее достижения мне необходимо решить следующие  задачи:
  • Обобщить  и систематизировать материалы об истории пимокатного производства
  • Посетить пимокатное производство нашего поселка , интервьюировать его руководителя, Щербакова Ивана Дмитриевича
  • Провести  анкетирование  среди обучающихся 6-11 классов, педагогов
  • Оформить тематическую выставку «Его величество- Валенок!»
  • Разработать компьютерную презентацию, посвященную истории валенка

Валенки – исконно русская низкая обувь, так прочно вошли в наше сознание, что, кажется,  они существуют испокон веков.   На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась «пимы».

В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. Есть разные мнения о том, где их родина.

Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века.  

  • А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.
  •           В 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.

СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЛЕНОК.

  •          Процесс изготовления валенок очень трудоемкий. Есть два способа их изготовления:  кустарный  (ручной)  и промышленный (фабричный). И в том, и в  другом производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Валенки изготавливают из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требуется около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
  • В нашем поселке есть мастер по валянию валенок. Это индивидуальный предприниматель Щербаков Иван Дмитриевич, который начал свое производство буквально с нуля. Здание по изготовлению валенок сравнительно большое. Это два помещения: в одном находится пять чесальных машин, в другом налажено производство валенок. Сегодня валенки, которые он создает, пользуются большим спросом в области.
  • Производство валенок требует терпения.
  •   Первый этап производства – механизированный. Взбитая шерстяная масса небольшими клочками укладывается в чесальную машину, состоящую из множества валов с тонкими иголками.
  • Пропущенная через тысячи иголок шерсть тонким, мягким, как паутинка, полотном наматывается на исходный большой вал.
  • Таким образом формируется заготовка – шерстяные пласты для будущих валенок. Далее подготовленную шерсть отправляют в помещение, где на деревянном столе её складывают вдвое, а затем начинают обкладывать будущий валенок кусочками шерсти. Этот этап называется «сроска». Шерстяную «скульптуру» не забывают сбрызгивать горячей водой.
  • Вот уже и очертания сапога видно.…Тогда заготовку заворачивают в кусок плотной ткани так, чтобы получить небольшой «туесок», который толстят, то есть изо всей силы катают и мнут. Через 20 минут заготовка для одного валенка готова.
  • Завершающий этап производства состоит из множества операций: сначала валенки прокатывают, потом смачивают в горячей воде. Распаренные валенки вытягивают, а для придания формы вставляют в них колодки и приборы. Мокрые валенки с колодками и приборами внутри сушат над печью двое суток при температуре 80-100 градусов. Затем формы снимают, готовые русские сапоги маркируют и отправляют на полку. Технологический процесс изготовления каждой пары валенок занимает два рабочих дня.
  • Иван Дмитриевич вкладывает в это дело свою душу и оставляют тепло рук, поэтому изделия ручной работы греют, лечат и их приятно носить.

МУЗЕЙ «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ» В МОСКВЕ.

  • Этот музей открыл свои двери в декабре 2001 года. Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

МУЗЕЙ «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ» В МЫШКИНЕ 

Этот музей открылся в небольшом приволжском городке Мышкин Ярославской области в 2000 году, после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки».

Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству.

Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овец определенной породы.

         Таким образом, изучив историю валяльного промысла,   познакомился с технологией изготовления валенок, встретился с людьми, занимающимися этим промыслом, выяснил, какое значение имеют валенки в жизни современных людей.

  Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.

Во-первых, сегодня на первый план выходят проблемы экологии и здоровья. А ведь валенки – обувь, сделанная из натуральных материалов без урона для природы и животных.

Во-вторых,  медицина подтверждает целебные свойства обуви.

В-третьих, валенки снова приобретают статус модной обуви – выпускаются модели с вышивками, отделками, используется натуральный и искусственный мех, аппликации. Они появились в коллекции осень-зима 2009 Вячеслава Зайцева. Не правы те, кто считает катанки уделом единственно старых и малых да ещё дворников и любителей зимней рыбалки.

Таким образом, валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках.                                                                      (В

В валенках с золотым шитьём и меховой оторочкой.

В валенках самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок.

В валенках с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами.

Да что там Россия! Валенки выходят на мировые подиумы! И иностранцы с восторгом взирают на невиданное доселе русское чудо.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «ЭХ, ВАЛЕНКИ!».

  • Данный опрос был проведен среди школьников (65ч.) и представителей старшего поколения (10 ч.). На вопрос о том, что такое «пимы», и какие другие названия этой обуви существуют,  дети ответили только «валенки» . Вопрос о том, носили ли валенки, почти все однозначно ответили: «да», дети в детстве, взрослые же  носят и сегодня в зависимости от погодных условий.
  •     Многие знают (59 ч.), что носить валенки полезно для здоровья, велико  влияние валенок на здоровье человека. Взрослые же уточняют, овечья шерсть способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. А еще валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. А вот вопрос о родине валенок всех застал врасплох, однако, взрослые отметили, что появились они давно, еще в 18 веке.
  • Почти  все респонденты (73ч.) отметили, что процесс изготовления валенок трудоемок, по времени  мастера  тратят от  одного дня до недели. О том, какое количество шерсти уходит  на изготовление одной пары валенок, никто не знает. О технологии изготовления опрашиваемые дети  не знают ничего, другие говорят, что процесс трудный, сложный, т. к. слышали об этом, читали, предположили.
  •          А вот вопрос о  том где, в нашем поселке, есть производства по изготовлению валенок  удивил многих. Вопрос  о существовании музея, посвященного валенкам, врасплох  никого  не застал, все утвердительно сказали, что есть,  и, скорее всего, там, где был изобретены первые валенки.   И тем более вопрос  о том, хотели бы они носить валенки, сделанные с дизайнерской креативностью,  взрослые и большая часть школьников ответили утвердительно. Значит, валенки носили, носят и будут носить.

Заключение

  • Итак, изучение темы привело к следующим выводам:
  • На вопрос, где были изобретены первые валенки,  однозначного ответа нет. Выяснил, что существует две точки зрения: г. Мышкин и г. Новгород. Смею предположить, что все- таки родиной валенок можно считать – г. Мышкин, потому что  там есть музей, посвященный валенку, открытый в 2000 году. В Новгороде же,   никак память о валенке не увековечена.
  • Разработано и проведено анкетирование по теме «Эх, валенки!» среди одноклассников, учеников других классов, педагогов школы. К сожалению, школьники о валенках и их производстве знают очень мало, а  представители старшего поколения с уважением говорят об этой обуви,  отмечают полезность ее ношения, знают насколько трудоемок  процесс их изготовления. И те, и другие (большей частью) хотели бы носить валенки и сегодня особенной сделанные с дизайнерской фантазией.
  • Я смог побывать на небольшом частном предприятии по производству валенок, и узнать о том, что и сегодня  данное производство развивается, совершенствуется.
  • Была разработана компьютерная презентация по данной теме, используя которую можно познакомиться с пимокатным производством.
  • Была оформлена тематическая выставка «Его величество- Валенок!».
  • Своих одноклассников я познакомил с историей пимокатного производства в целом,  и в частности, в поселке Стодолище.
  • Были выявлены лечебные свойства валенок.

Использованные источники:

1.Литературное краеведение, 2006г. Издательство «Абрис».

2.www.valenki.inc.ru – музей “Русский валенок”

3.www.valenki.promsherst.ru – Где можно приобрести валенки.

4.www.specserver.com- оборудование по изготовлению валенок

5.www.valenki.textex.ru   – валенки

Источник: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-valienki-valienki-proshloie-i-nastoiashchieie.html

Ссылка на основную публикацию