Ремонт болгарки: 4 основных составляющих для ремонта

Ремонт болгарки своими руками. Как отремонтировать болгарку. Ремонт болгарки своими руками: причины неисправности, методы решения проблемы, ремонт

Ремонт болгарки: 4 основных составляющих для ремонта

Болгарка, или как еще ее в простонародье называют, турбинка – один из самых популярных инструментов в быту у мужчин и на производстве. Впрочем, правильное ее название – угловая шлифовальная машинка.

Ее применяют во многих сферах: на станциях обслуживания автомобилей, в сварочных и строительных работах, а также нередко и в домашних условиях.

Это удобный и практичный аппарат, который используют для различных видов работ, а именно, для зачистки металлических деталей, шлифовки поверхностей, в резке металла, работе по дереву, для укладки строительной плитки, кирпича и прочих работах. В общем, в любых работах, требующих резки, распила и шлифовки.

Болгарка: принцип устройства прибора

Существует множество марок турбинок бюджетного типа средней ценовой категории и более дорогих иностранных брендов, таких как, Интерскол, Bosch, Макита, Dwt и прочие.

Однозначным является тот факт, что какова бы ни была стоимость болгарки, даже достаточно долговечная марка Бош со временем требует ремонта или замены деталей, подлежащих износу.

Рассмотрим общие составляющие части болгарок, поскольку компоновка инструмента может отличаться в зависимости от производителя и марки, естественно, и ремонт, например, Макиты будет в нюансах отличаться. Однако принцип работы общий.

  1. Важным элементом любого устройства подобного типа является электродвигатель, который и приводит в действие основную шестеренку редуктора. По большей части именно от его мощности и параметров зависит цена этого прибора.
  2. Далее по важности идет редуктор, который состоит из различного количества шестерней и уменьшает количество оборотов на валу. Ремонт болгарки Dwt с поломанным редуктором обойдется недешево.
  3. Корпус, который обязательно должен быть изготовлен из ударопрочного материала.
  4. Электроника: кнопка пуска и замены диска.
  5. Коллектор.
  6. Электрические щетки.
  7. Шариковые подшипники.

При покупке домой такого инструмента, как болгарка нужно обратить внимание на следующие ее производственные и эксплуатационные характеристики.

  1. Мощность болгарки в цифрах отображается на самом корпусе инструмента. Чем больше мощность, тем соответственно выше стоимость инструмента. Поэтому когда выбираете, нужно для начала определиться, где будет использоваться этот аппарат, в домашних условиях или на производстве.
  2. Корпус инструмента. Он должен быть выполнен из прочного и противоударного материала. При покупке обратите внимание на наличие обязательной защиты на поверхности болгарки, например, производитель Bosch всегда оснащает приборы своего производства подобным качеством, что очень практично во время ее ремонта.
  3. Размер диска. От размера режущей поверхности будет напрямую зависеть и возможная глубина разрезанного материала. Для домашних потребностей обычно достаточным является диаметр в 125 мм. Кроме этого, внимание нужно обратить также на материал изготовления дисков, которые при активном использовании быстро изнашиваются.
  4. Скорость вращения дисков. На первый взгляд неприметная особенность, однако, на фоне остальных она играет не последнюю роль. От этой характеристики зависит, насколько вы быстро сможете разрезать тот или иной материал.

Все характеристики болгарок указаны в техническом паспорте производителя к изделию, поэтому при покупке вместе с квалифицированным продавцом не составит труда выбрать именно ту модель, которая подойдет для ваших потребностей вместе с квалифицированным продавцом.

При работе с болгаркой не нужно забывать о мерах безопасности и всегда работать с особой осторожностью. Ведь неправильный рывок и можно себе навредить.

Основные функции и системы болгарок

  1. Регулировка числа оборотов.
    С помощью этой функции контролируется число оборотов. При интенсивной работе на болгарке любой марки их число увеличивается и, наоборот, уменьшается при более умеренной.

    Также число оборотов зависит от величины диаметра диска, и эта функция позволяет приводить в движение режущий инструмент с оптимальной скоростью. Функция регулировки придется, как нельзя кстати в работах по зачистке и шлифовке поверхностей, где требуется работа именно на низких оборотах.

  2. Удобный и практичный щеточный узел.

    Со временем использования инструмента, щетки у различных производителей начинают изнашиваться и неизбежно требуют замены. Удобно устроенный щеточный узел позволяет легко заменить такие элементы болгарки, не прибегая к непосредственной глубокой разборке половины корпуса инструмента.

  3. Дополнительная рукоятка болгарки.

    С ней угловая машинка для шлифования становится более удобной и практичной при эксплуатации. Наличие такой функции присутствует не у всех марок и производителей. Такую рукоятку можно прикрепить в нескольких местах, в зависимости от специфики работы, что делает ее универсальной и крайне практичной.

  4. Система SJS.

    Подобная особенность устройства инструмента позволяет защитить болгарку от заклинивания, а оператора от резких движений. SJS снижает вибрации во время работы по поверхности и придает болгарке плавность в работе.

  5. Функция постоянного поддержания оборотов.

    Такая функция является крайне важной и удобной при работе во время зачистки материала или шлифовке поверхностей.

  6. Расцепительная муфта.
    Эта функция зачастую устанавливается на мощных профессиональных болгарках с большим диаметром диска, которые используются в больших производствах.

    Подобная предохранительная система необходима для предотвращения обратного удара при случайном заклинивании диска. Обычно такая муфта состоит из двух дисков, которые в момент заклинивания начинают поворачиваться в противоположную движению сторону, тем самым они предотвращают резкую остановку электродвигателя и его перезагрузку.

Ремонт болгарки: мелкие неисправности

Однако, как бы качественно и правильно ни была выполнена машинка, все инструменты рано или поздно выходят из строя.

При правильном использовании, обладателю этого нужного в хозяйстве и производстве инструмента, не составит особого труда починить аппарат.

В этом разделе мы постараемся рассказать о ремонте болгарки разных производителей своими руками или подсказать, каким способом можно снять ту или иную деталь для последующей ее замены.

Определение поломки

Для начала нужно определить в какой именно момент произошла поломка. Вспомнив причину можно быстрее определить неисправность. Ситуации могут быть следующими:

  • во время работы инструмент просто отключился;
  • после падения болгарка перестала работать;
  • внезапно перестал вращаться режущий диск;
  • машинка не запустилась, после того как длительно не использовалась.

Начиная ремонт болгарки, будь то Бош, Макита или Интерскол, нужно идти по принципу работы от простого к сложному. Разбирать сразу весь корпус инструмента не стоит, лучше сначала исключить элементарные неисправности.

  1. Проверяем, присутствует ли ток в розетке.
  2. Рассматриваем провод болгарки на предмет каких-либо изгибов или нарушений его изоляции. Зачастую такое происходит под крышкой шлифовальной машинки.
  3. Откручиваем крышку с помощью крестообразной отвертки и тестером прозваниваем все провода на предмет малейших повреждений.
  4. Если причина поломки кроется в этой части инструмента, отрезаем кусок провода и изолируем его, а лучше полностью заменить поврежденный кусок, так как в месте скрутки изоляционной лентой провод со временем опять начнет ломаться.

Ремонт болгарки: неисправность детали пуска

  1. Осматриваем кнопку запуска, также тестером прозваниваем провода, ведущие к кнопке, для этого нужно отключить кнопку от цепи и поочередно прозвонить каждый провод в отдельности.

    Если кнопка окажется неисправной, то ее необходимо заменить, купив новую, поскольку ремонт мелких деталей непрактичен и в итоге, потеряв кучу времени, окончится ничем.

  2. Убедившись в наличии тока в сети и в исправности провода, приступаем к более сложному ремонту.

  3. После вскрытия крышки, в момент проверки проводов, обращаем внимание на электрощетки и коллектор якоря. Со временем щетки могут просто износиться и требовать их замены. Покупая новые, обязательно возьмите собой старые испорченные щетки и купите идентичные в магазине.

  4. Для того чтобы заменить временем испорченные детали, открываем 2 окошка щеткодержателей, и отогнув пружину, снимаем электрощетки. Таким же способом устанавливаем уже новые щетки и закрываем корпус.

Ремонт болгарки: загрязнение коллектора

Еще одной причиной поломки болгарки может быть загрязнение коллектора. Во время работы шлифовального инструмента сыпятся искры, и коллектор может попросту прогореть. В этом случае неизбежно требуется его полная замена.

Однако причина плохой работы может быть и просто незначительное количество нагара, который элементарно убирается протиранием ваткой со спиртом. Спирт хорошо удаляет загрязнения подобного характера с поверхностей инструментов.

Комплексный ремонт болгарки: рекомендации

Далее, рассмотрим более сложный ремонт болгарки своими руками. Однако если вы только приобрели такой инструмент и у вас небольшой опыт в технике, лучше обратиться к специализированному мастеру, так как потребуются инструменты для возвращения болгарки к жизни, которые не у всех находятся в домашнем обиходе. Иначе, вы можете просто лишиться такого аппарата.

  1. Электродвигатель болгарки хоть и надежно защищен под ударопрочным материалом, но при небрежном использовании инструмента (бросания на песок или землю), а также при работах на особо запыленных участках, маленькие частички непременно попадут под корпус. Для этого многие профессиональные строители прибегают к дедовскому методу натягивания мелкой сетки или капрона на вентиляционное отверстие шлифовальной машинки.
  2. Ремонт редуктора болгарки может с большей вероятностью понадобиться, если во время работы инструмента слышны механический гул или легкое постукивание. Как мы писали выше, редуктор состоит из шестерней. Они бывают как с косыми зубцами, так и с прямоугольными. Первые применяются в более профессиональных моделях, а вторые в марках мощностью около 1000 Вт. Во время работы эти зубья могут сколоться, естественно, ремонт редуктора своими руками в данном случае невозможен. Подобная поломка требует только замены детали болгарки.
  3. После того как вы приобретете новый редуктор в специализированном строительном магазине, можно приступать к замене детали. Прежде чем начать собственноручно собирать болгарку, необходимо смазать все ее составляющие литолом или смазкой для высокооборотных деталей. Это необходимо для последующей износостойкости и правильной работы прибора. Важно не смазывать болгарку солидолом, так как при высоких температурах он растекается и может серьезно навредить вашей шлифовальной машинке. После ремонта необходимо дать болгарке немного поработать вхолостую.
  4. Якорь прибора как таковой не подлежит самостоятельному ремонту, эту часть болгарки можно попытаться отремонтировать с помощью квалифицированных электромехаников на специализированных сервисах или в других ремонтных организациях, путем прозванивания, а лучше всего его заменить новой запчастью.
  5. На якоре расположено 2 подшипника, сверху и снизу. Они имеют разный диаметр, внизу, ближе к проводу он меньше, а сверху он незначительно больше. При характерных звуках, треска или гула можно предположить, что неисправность заключается в износе подшипников. Они либо рассыпаются, приводя к проблемам в работе всего устройства, либо заклинивают намертво, что, естественно, приводит к остановке работы всего инструмента. Этого можно избежать путем своевременного технического обслуживания и регулярной смазки детали раствором для высокооборотных деталей. Если этого не делать регулярно, детали при интенсивной работе подлежат более частой замене.
  6. Для снятия подшипников, желательно прибегать к методу выпрессовывания, если начать их просто выбивать, можно нарушить посадочное место каждого шара в корпусе или на валу якоря.
  7. Еще одной причиной поломки может быть статор. Эта деталь обычно ломается при перегреве, поэтому в устройстве болгарки предусмотрены отверстия, так называемые жабры для вентиляции воздуха. Однако при длительной работе и неправильной эксплуатации инструмента его можно перегреть. Ремонт статора в домашних условиях практически невозможен, если вы, конечно, неопытный электромеханик, тогда болгарку можно попробовать вернуть к жизни. Для этого меняется обмотка статора, главное, выдержать правильную толщину проволоки и плотное ее прилегание друг к другу. В остальных случаях лучше обратиться в фирменный сервис или в специальные ремонтные организации.

Эксплуатация болгарки: советы

  1. При работе с болгаркой нужно соблюдать все меры предосторожности. Надеть специальную маску или очки, а также перчатки.
  2. Применять прибор только по целевому назначению.
  3. Не перегревать болгарку, давать время ей остыть, делая перерывы в работе.
  4. Не бросать.
  5. Не давать ей засоряться.

  6. Проводить своевременное техническое обслуживание, путем смазывания деталей инструмента качественной смазкой.
  7. Не забывать отключать электроприбор от сети.
  8. Работать и хранить шлифовальную машинку подальше от детей.

Независимо от того, какого производителя вы выберете, главное, соблюдать рекомендации и тогда болгарка прослужит вам намного дольше гарантийного срока.

Ремонт болгарки своими руками

  • 0.00 / 5 5

Источник: http://recn.ru/remont-bolgarki-svoimi-rukami

Как отремонтировать болгарку своими руками

Наличие у вас такого серьезного инструмента, как угловая шлифмашинка, или в простонародье болгарка, означает, что вы мастер на все руки и отличный хозяин. Поэтому для вас не составит труда починить закапризничавший инструмент.

Типичные неисправности шлифмашинок хорошо известны и периодически возникают даже у дорогих моделей. Ремонт болгарки в домашних условиях не так сложен, как может показаться на первый взгляд, и потребует минимальных затрат.

Причины неисправности болгарки

На этапе начальной диагностики следует вспомнить, при каких условиях произошла поломка. Болгарка не включилась после того, как вы ее уронили? Вы ее достали из пыльного шкафа и не смогли запустить? Она застряла в момент резки металла? Шлифовальный диск вдруг перестал вращаться? Любая мелочь поможет при определении неисправности.

Самыми распространенными причинами выхода из строя болгарки являются:

  • сверхнормативная эксплуатация (в условиях экстремальных температур, с превышением нормо-часов работы, перегрев инструмента и т.д.);
  • неправильное или несвоевременное техническое обслуживание, замена расходников;
  • чрезмерное усилие, нажим на болгарку при работе, резка “не жалея сил” по камню, кирпичу, бетону;
  • запыление кнопки и внутренних частей, окисление контактов, обрыв внутренних проводов;
  • перетирание электрического шнура.

Перед началом использования проверьте целостность внешних частей устройства

Как устроена болгарка?

Вся мощь угловой шлифовальной машинки спрятана в компактном корпусе. Чтобы определить неисправность, нужно сначала познакомиться с некоторыми ее основными частями:

  • электродвигатель (статор и ротор-якорь),
  • регулятор оборотов,
  • кнопка пуска,
  • кнопка быстрой замены рабочего диска,
  • редуктор,
  • коллектор,
  • электрощетки.

Болгарка “оживает” после нажатия на кнопку “Пуск”. Внутри статора расположен щеточный механизм. На него поступает напряжение от коллектора и передается на ротор. Последний является главным подвижным элементом двигателя.

Он начинает вращаться и передает усилие через систему шестерен на редуктор. Редуктор состоит из двух шестерен, которые меняют движение выходного вала на 90 градусов, передавая усилие на шлифовальный круг или пилу.

Так устройство работает в штатном режиме.

Болгарка “умерла”

Бывает, что болгарка резко перестает работать. Тогда ее нужно сразу же отключить от сети и повращать диск пальцами. Если он крутится легко и свободно, это означает, что электричество не поступает на щетки двигателя. Второй вариант − диск вращается туго, виновниками неисправности в этом случае выступают вилка, кабель или кнопка “Пуск”.

В первом случае осмотрите щетки и щеткодержатель. Щетки полностью изнашиваются за пару-тройку лет, но все зависит от интенсивности пользования болгаркой. Если они давно не менялись, самое время это сделать.

Также в цепи мог возникнуть обрыв. Прозвон позволит установить его точное место, далее потребуется замена проводов. Осмотр и проверка тестером вилки и кабеля поможет установить точную причину и место разрыва цепи. После устранения обрыва (лучше всего заменить кабель целиком на аналогичный) болгарка заработает вновь.

Разрыв цепи и износ щеток полностью выводят болгарку из строя

Если щетки заменены, а повреждения кабеля не выявлены, то причиной внезапной остановки угловой шлифмашинки стали неполадки в пусковом механизме.

Его нужно разобрать, отсоединить контакты (их можно промаркировать, чтобы при сборке подключить правильно) и также прозвонить. Пусковой механизм, вероятно, не подаст признаков жизни.

Тогда его проще заменить в сборе на аналогичный комплект. Такие запчасти можно найти в крупных строительных магазинах и на рынке.

Выход из строя электродвигателя болгарки

Двигатель болгарки весьма чувствителен к внешней среде. Он защищен от нее надежным корпусом из крепкой пластмассы.

Но если ведется работа в пыли либо устройство небрежно швыряется на песок или землю, мелкодисперсные частицы неизбежно попадут внутрь корпуса. Защитить двигатель можно при помощи дополнительного фильтра.

В его роли часто выступает чулок, надетый на вентиляционные отверстия болгарки.

Как мы помним, основные части двигателя угловой шлифмашинки – это статор и ротор (якорь). Перегрев и перегрузка двигателя приводят к обрыву и короткому замыканию в обмотке. Соответственно, выделяют неисправность обмотки, выход из строя коллектора, повреждение обмотки.

Серьезные повреждения заметны “на глаз”. Если причина по-прежнему не установлена, лучше обратиться к специалистам.

Как понять, что сломался редуктор болгарки?

Редуктор сообщит вам о своей “болезни” гулом и стуком. В моделях мощностью около 1000 Вт применяется прямозубые шестеренки, а в более мощных – косозубые. Они имеют форму конуса, поскольку передача вращения возможна только под углом.

Даже если скололась пара зубьев, инструмент не будет нормально функционировать. Обычно поломку вызывает произвольное заклинивание и, если после него всего лишь сломались шестеренки, считайте, что вы отделались “малой кровью”.

Простота конструкции редуктора обусловила его несложный ремонт. Если сломалась или сточилась одна из шестеренок, ее следует заменить в паре с целой другой и коническим колесом. Сложнее заменить сломанное дисковое зубчатое колесо − оно всегда надежно крепится в корпусе и достать его не так просто.

Если появились посторонние шумы, проведите профосмотр шлифмашинки

Сломалась кнопка фиксации шпинделя

Случайное нажатие на кнопку фиксации в момент вращения диска – гарантия того, что она сломается. Аналогичное произойдет, если вы попытаетесь снять заклинивший диск, нажимая на кнопку. Современные модели имеют прорези на шпинделе в месте крепления диска. Они предназначены для рожкового ключа, лучше попытаться извлечь диск при его помощи.

Замена подшипников болгарки

Слабое место любой механики – подшипники. Высокая скорость вращения, работа на предельных режимах быстро изнашивают подшипники, приводят их в негодность. К счастью, меняются они легко, просто делать это нужно вовремя, иначе не избежать капитального ремонта устройства.

“Взбесившийся” статор

После активации шлифмашинка начинает набирать максимальный ход? Поздравляем, вы столкнулись с витковым замыканием на обмотке статора. Здесь впору обращаться в мастерскую, но можно попытаться справиться с поломкой самостоятельно.

Некоторые неисправности могут устранить только специалисты

Лобовую часть старой обмотки придется срезать, остатки удалить.

Самое сложное в создании новой обмотки – соблюсти точную толщину проволоки, количество витков и их плотное прилегание по отношению друг к другу.

Если считаете, что у вас получилось, вставляйте две катушки в корпус статора, выводы фиксируйте обмоточным проводом, который стоял в корпусе изначально. Концы изолируйте гибким проводом того же диаметра.

Не перегружайте болгарку работой во избежание перегрева и не шлифуйте долго на пониженных оборотах (ниже оборотов холостого хода). Если иногда это приходится делать, дайте болгарке поработать 1 минуту на холостом ходу. Своевременная чистка, смазка и замена проблемных деталей позволят существенно продлить срок службы инструмента, работать которым будет одно удовольствие.

Источник: https://www.ogorod.ru/ru/now/equipment/7123/Kak-otremontirovat-bolgarku-svoimi-rukami.htm

Ремонт болгарки своими руками – основные этапы и устройство + видео

Ремонт болгарки своими руками следует выполнять с большой осторожностью и без спешки. Негативные последствия манипуляций с силовым и/или электронным блоком могут повлечь превращение мелкой поломки в полную отбраковку шлифмашины, и тогда ее не спасет даже профессиональный мастер.

Болгарка – правила работы электрошлифовальным инструментом

Угловую шлифовальную машинку именуют «болгаркой» только на ремонтных просторах бывшего СССР по прозаичной причине – ее производством единолично занимался завод «Элтос-Болгарка» в г. Пловдив.

Скоростной отрезной круг является незаменимым помощником при обработке самого прочного металла, при обустройстве сайдинга на потолок, при раскрое арматуры, листов, профилей и множестве других ремонтных операций.

Не менее популярны шлифовальные возможности болгарок – они позволяют устранить заусеницы, шероховатости как с металла, так и с камня или мрамора.

За последние 40 лет ассортимент болгарок колоссально вырос, но правила обращения с этим удобным и многофункциональным инструментом особо не изменились. Более того – ремонт часто предотвращается соблюдением простых эксплуатационных рекомендаций:

  • Не снимайте кожух над абразивным кругом без крайней необходимости. Если же этого избежать нельзя, обязательно работайте в защитных очках и оберегайте инструмент от любых боковых касаний;
  • Не обрабатывайте дерево, ДСП, МДФ и схожие материалы – для этого имеются пилы и ножовки;
  • Держите болгарку крепко и уверенно – при заклинивании диска весь инструмент может вырвать из рук, он получит сильные повреждения и повлечет опасность серьезных травм;
  • Работа любой болгарки сопровождается наличием характерных искр – остерегайтесь их попадания на электропроводку, шнур питания и любые другие горючие материалы;
  • Любая заготовка – разрезаемая или шлифуемая – должна быть надежно закреплена. Даже если предстоит резка замурованного в бетон арматурного прута при возведении ленточного фундамента из профнастила, следует убедиться в прочности всей конструкции до нажатия кнопки «Пуск» на шлифовальной машине;
  • Не давите на деталь для ускорения работы. Принцип работы абразивных кругов заключается в стирании материала заготовок и не нуждается в большом прижимном усилии. Точность движений при работе с болгаркой столь же полезна, сколь вредна грубая сила.

Ремонт инструмента – опора на знание ее конструкции и здравый смысл

Любая угловая шлифовальная машина состоит из следующих узлов и механизмов, в расположении и состоянии которых следует уверенно разбираться:

  • Якорь. Внутренняя часть электрического двигателя, вращающаяся при работе инструмента с регулируемой угловой скоростью. Чем выше скорость вращения якоря, тем больше мощность шлифмашины. В отличие от морского «собрата», якорь в электрооборудовании тормозить не должен ни при каких обстоятельствах;
  • Коллектор – отдельное место (площадка) на якоре, куда выведены силовые и управляющие обмотки. Уже из названия ясно – здесь происходит коммутация сигналов на двигатель и управляющий блок. Коллектор хорошо виден после съема корпуса – пластины контактов отполированы и имеют значительные размеры;
  • Электрощетки – специальная разновидность проводников для подвода тока от силового кабеля к коллектору. В рабочем состоянии слабо и ровно искрят, их свечение видно через вентиляционные отверстия в корпусе болгарки;
  • Редуктор – особое механическое устройство в передней части шлифовальной машины. Предназначено для передачи механической энергии вращающегося якоря к вращающемуся же диску. При этом корректировке подлежит как скорость вращения рабочего диска, так и развиваемая им мощность;
  • Статор – часть электродвигателя болгарки, в которой вращается якорь (ротор). Наиболее сложная часть инструмента, ввиду строгой точности запрессованных в нее обмоток. Перемотка статора болгарки своими руками – процедура авантюрная, лучше ее доверить специализированной мастерской;
  • Ручки-держатели, силовой кабель с вилкой и корпус с управляющими и регулирующими приборами.

Крайне желательным помощником в ремонте будут компоновочные и электрические схемы, а также подробная инструкция именно для той модели болгарки, которую требуется починить.

К сожалению, многие производители подобными излишествами свои устройства не обременяют.

В таком случае необходимую информацию можно почерпнуть у всезнайки-интернета и не проводить ремонт болгарки своими руками в расчете на «авось, там все просто», разумеется, если не хотите купить по итогам ремонтных процедур новый инструмент…

Ремонт болгарки своими руками – устраняем типичные неисправности

Будь то бытовой электропатрон или турбина на гидроэлектростанции – ремонтная последовательность должна исключать элементарные неисправности в первую очередь. Электрику и электронику не зря называют «двумя науками о контактах». Типичные неисправности болгарок вкупе с методиками их устранения таковы:

  • Инструмент внезапно перестал подавать признаки жизни. С вероятностью 90 % можно заключить, что ток из розетки не попадает на электрощетки. То есть проблема заключается либо в силовой вилке, либо в самом проводе, либо в механизме кнопки «Пуск». Достаточно разобрать корпус и «прозвонить» кабель обыкновенным тестером на предмет наличия обрывов – очень часто достаточно заменить провод, и болгарка заработает, как новенькая;
  • Провод с вилкой гарантированно целы, а инструмент по-прежнему обездвижен? Необходимо разобрать пусковой механизм, причем желательно промаркировать снимаемые контакты – если впоследствии их подключить неверно, то может сгореть обмотка или заклинить якорь. Заменить пусковую кнопку можно на любую аналогичную, рабочие параметры маркируются на ней вполне разборчиво;
  • Кнопка «Пуск» и силовой провод находятся в работоспособном состоянии, а болгарка трудиться не желает? Пришла пора заняться шеткодержателями. Очень часто достаточно зачистить контактные пластины на коллекторе, и появляется долгожданная искра и ровное гудение механизма. Если его нет, то необходимо осуществить замену щеток. Ресурс этих устройств обычно ограничен несколькими годами. Ряд моделей болгарок выпускается с припойным соединением электрощеток, выпаивать и ставить новые нужно в комплекте, их частичная замена не допускается;
  • После замены внимательно осмотрите старые электрощетки – если они обладают неравномерным износом, это является явным признаком смещения центра тяжести инструмента или его подвижной внутренней части. Лучше обратиться в специализированную фирму по ремонту сложного электрооборудования – самостоятельно отрегулировать баланс без опыта вряд ли получится.

Замена щеток относится к «вершине первого уровня» при самостоятельном исправлении неисправностей в электрошлифовальных машинах. Можно и дальше расписывать ремонтные рекомендации, как разобрать редуктор болгарки, перемотать ее обмотку или перенастроить электронную начинку.

Но серьезные поломки требуют серьезного же подхода к работе. Если этот редуктор вы никогда не видели, как же вам удастся его починить? Шанс на включение болгарки зависит от вашего здравого смысла – экономия на профессиональном ремонте обернется потерей всего инструмента.

Источник: https://remoskop.ru/remont-reduktora-statora-bolgarki-svoimi-rukami.html

Ремонт болгарки своими руками

Как известно, нет ничего вечного и даже инструменты брендовых производителей ломаются, не говоря уже о так называемом “ширпотребе”. И болгарка (угловая шлифовальная машина) –  не исключение. К стати, называть УШМ «болгаркой» стали во времена Союза, потому что тогда этот инструмент выпускался в Болгарии и оттуда поставлялись первые модели.

Болгарка, как инструмент,  получила очень большое распространение благодаря своей многофункциональности и удобству в работе. Так же существует много разновидностей и моделей болгарок, однако принцип работы и устройство принципиально не отличается.

Поэтому рассмотрев устройство инструмента, возможные неисправности и способы ремонта, их можно применять к любой модели болгарки.

Устройство болгарки сравнительно простое. Основу инструмента составляет ее корпус, внутри которого находится электродвигатель, устройство пуска и шестеренчатая передача на шпиндель, на который крепят различные насадки. 

Корпус  выполняется из крепкой ударопрочной пластмассы. В зависимости от мощности, бывают различные габариты и форма инструмента. Некоторые  модели обладают регулятором  угловой скорости, который предназначен для оптимального выбора оборотов, при различных видах работы.
Еще одним компонентом может быть редуктор.

Редуктор предназначен для создания оптимальных условий передачи вращения от ротора электродвигателя к  режущему или шлифовальному кругу. При этом происходит снижение количества оборотов на выходном валу  редуктора. Правильно подобранная  скорость вращения и диаметр круга –  залог максимально эффективной работы инструмента.

 

 Кнопка для замены рабочего диска  при нажатии на которую блокирует диск в определенном положении, не давая ему прокручиваться при снятии. 

 Предохранительная муфта служит ограничителем при внезапно возникшем реактивным крутящим моментом. По другому, при заклинивании диска в материале резко начинает вращаться сама болгарка, что может привести к травме работника. Эта муфта не допускает такого вращения. 

Электродвигатель стандартно состоит из статора и ротора. Статор располагается в направляющих приливах пластмассового корпуса болгарки. С тыльной стороны статора имеется специальное устройство, называемое щеточным механизмом. В нем  расположены медно–графитовые щетки. Щетки необходимы для передачи напряжения ротору через коллекторный узел.

Ротор находится внутри статора и закреплен в корпусе в подшипниковых узлах, которые выполнены вставлены непосредственно в  корпус инструмента.  Передний подшипниковый узел обычно делают в металлической пластине, или же, эта пластина может быть выполнена из алюминиевого сплава.

Корпус редуктора болгарки почти всегда выполняется из алюминиевого сплава и имеет несколько резьбовых отверстий для крепления дополнительной ручки. Вворачивая рукоятку в различные отверстия можно изменять плоскости расположения при работе.

Редуктор представляет собой две шестерни, с помощью которых изменяется направление выходного вала на 90 градусов и понижается скорость вращения. Отношение количества зубьев первичной шестерни к количеству зубьев вторичной шестерни называется коэффициентом передачи редуктора.

Типичные неисправности болгарок и методы диагностики и ремонта

Болгарка внезапно перестала работать.
Первое что необходимо сделать – отключить физически от сети  и вручную провернуть диск. Если диск не крутится или крутится очень туго – сразу разбираете инструмент для визуального осмотра.

Если крутится легко, то  самое вероятное – не доходит электричество к щеткам электродвигателя. То есть проблема заключается либо в силовой вилке, либо в самом проводе, либо в механизме кнопки “Пуск”. Достаточно разобрать корпус и “прозвонить” кабель обычным тестером, или каким либо другим способом, на  наличия обрыва.

После устранения обрыва или замены провода  болгарка заработает.

Провод и вилка гарантированно целы, а инструмент все равно не работает.


Необходимо разобрать пусковой механизм, причем желательно промаркировать снимаемые контакты – если впоследствии их подключить неверно, то может сгореть обмотка или заклинить якорь.

Ремонт пускового механизма удается не часто – проще и надежнее заменить пусковую кнопку  на любую аналогичную с подходящими параметрами по мощности. Стоит такая кнопка не так дорого и купить ее можно в любом магазине соответствующего профиля.

Пусковая кнопка и силовой провод находятся в работоспособном состоянии, болгарка не работает.
Проверьте щетки и щеткодержатели. Может быть обрыв или полный износ щеток. Ресурс этих устройств обычно ограничен несколькими годами, конечно, все зависит от интенсивности использования. Устраните обрыв или замените щетки.

Далее идут более серьезные неисправности, соответственно и ремонт требует определенных знаний и навыков

 – поломка или слизывание зубьев шестерён редуктора;  – заклинивание подшипников;  – выход из строя якоря или статора;  – выход из строя управляющей электроники;  – выход из строя коллектора; 

 – деформация корпуса;

При определении механических дефектов болгарки следует уделять больше внимания на состояние плонитарки (большая шестерня), хвостовика (шестерня на валу) и втулок. Неравномерный износ зубьев либо шатка валов свидетельствует о немедленной замене изношенных частей.

Выламывание кнопки фиксации шпинделя.Причина – всего одна неосторожное движение, а именно нажатие (умышленное или случайное) на кнопку, когда диск крутится.

Иногда поломки происходят из-за попыток снять заклинивший диск, используя кнопку. У многих болгарок на шпинделе, куда крепиться диск есть прорези специально для обычного рожкового ключа, посмотрите у своей болгарки, скорее всего и вас такое есть.

Так вот,  лучше пользуйтесь ими и рожковым ключом, чем кнопкой фиксации диска.  

Сколы зубьев шестерен.

Обычно возникают вследствие заклинивания (в такой ситуации поломка инструмента не самое страшное, что может произойти). Признаком неисправности служит грохот в редукторе.

Если шестеренка лишилась двух-трёх зубьев, то инструмент резать не сможет. При этом надо менять шестерни парой и саму шестерню и коническое колесо.

Когда пойдёте в магазин за шестерёнками не забудьте записать наименование вашей болгарки и её мощность. 

Выход из строя электродвигателя.

Зачастую это случается у инструментов, которые работают в пыли и которых заставляют отдыхать в песке или на земле: засасываемая пыль стачивает обмотку. Впрочем, угробить мотор можно и без пыли – сильными перегрузками, особенно если инструмент маломощный.

Поэтому у маленьких болгарок часто выгорает не только якорь, но и статор. У небольших болгарок бывает и поломка блока электронной регулировки оборотов.

Если Вы используете болгарку для резки сильно пылящих материалов, в частности шифера, хорошо помогает для защиты инструмента надетый чулок на места вентиляционных прорезей в корпусе. 

Подшипники.

Еще одно больное место болгарок (да как и других крутящих электроинструментов). Сильные иммунитетов против пыли выделяются немногие машины, а высокая частота вращения предполагает быстрый износ. Вообще подшипники не самая страшная поломка, они легко меняются. Однако важно произвести замену вовремя, иначе большая вероятность более серьезной поломки, ремонт которой сопоставим с покупкой 

Статор
Если при включении диск начинает набирать обороты и слишком сильно разгоняется, определенно на обмотке статора имеет место витковое замыкание. Ремонт статора относится к наиболее серьезным поломкам, требует соответствующих навыков. Если Вы не уверенны в своих силах, то целесообразней доверить это профессионалам или воспользоваться услугами ремонтной мастерской.

Ремонт статора болгарки начинаем со срезания лобовых частей обмотки, остатки которой вынимаем. Далее делаем новую обмотку с помощью шаблона, зажатого между двумя большими пластинами на оси, которую можно вставить в электродрель.

Главное – добиться идентичного количества витков, сделанных с должной плотностью и выдержать толщину проволоки.

Вставляем две катушки в корпус статора, выводы делаем из того же обмоточного провода, изолировав гибкими трубочками соответствующего диаметра. 

Редуктор
 В моделях мощностью до 1100 Вт обычно используются шестерни прямозубые, установленные на якоре, а вот болгарки с большей мощностью, например, на 1500 Вт, требуют косозубые передаточные колеса.

Оба варианта имеют коническую форму, поскольку ось штока редуктора пересекается с валом якоря, и передача возможна только угловым сцеплением зубьев.
 Как правило, ремонт редуктора болгарки заключается только в замене шестеренок.

Если сломалась дисковое зубчатое колесо, то снять его для замены будет очень сложно, в редукторе это узел закреплен лучше всего.

Регулятор оборотов
Почти у всех современных моделей дрелей, лобзиков, шуруповертов есть регулятор оборотов. Но далеко не все болгарки (шлифмашины)  таким механизмом снабжены.

 Для резки металла отрезным камнем регулятор в принципе не нужен, но для шлифовки  он просто не заменим. Предлагаемая  схема самодельного регулятора очень простая и надежна.  Деталей не много и они не дорогие.

Если у Вас уже есть болгарка без штатного регулятора оборотов,  то Вы легко можете ее усовершенствовать.

Можно собрать и отдельно в коробочке с розеткой и использовать ее как переноску с регулятором мощности. А можно сразу собрать регулятор в корпусе болгарки и вывести ручку резистора. 

Правила пользования болгаркой и профилактическое обслуживание

 Нельзя допускать, чтобы электроинструмент долгое время работал под нагрузкой на существенно сниженных оборотах (это можно определить на слух) по сравнению с оборотами холостого хода, и тем более нельзя допускать зажатия (блокирования) инструмента, иначе он сгорит в течение нескольких секунд.

После работы на пониженных оборотах не следует немедленно выключать электроинструмент. Чтобы предотвратить локальный перегрев, надо, чтобы он поработал некоторое время (более 1 мин.).

Важно четко соблюдать указанные в инструкции по эксплуатации сроки замены (добавления) смазки и ее количество. 

При усилении шума во время работы болгарки или при ухудшении ее рабочих характеристик необходимо провести проф. обслуживание.

Профилактика заключается в полной или частичной разборке инструмента, очистке, смазке и замене (при необходимости) некоторых деталей.

Своевременная замена сравнительно дешевых деталей, которые быстро изнашиваются, позволит сохранить более дорогие составляющие длительного пользования, что в конце концов приведет к экономии при эксплуатации инструмента, избавит от преждевременного ремонта и намного продлит срок службы инструмента. 

Источник: http://bazila.net/energetika-i-radioelektronika/samostoyatelnyj-remont-bolgarki.html

Как самостоятельно выполнять ремонт болгарок?

Основных узлов в угловой шлифовальной машине всего три: это якорь, статор и редуктор. При этом якорь представляет собой вращающийся элемент, он содержит обмотки и необходим именно для создания крутящего момента, передающегося на редуктор.

Статор также включает в себя обмотки, разделенные на две части.

Электричество подается на одну из них, через щетку (угольный брусок) поступает на прикасающийся к ней в данный момент участок якоря, дальше с другого участка этого узла ток уходит через вторую щетку на следующий сектор статора.

Если цепь исправна, якорь вращается и через шестерни раскручивает диск. Редуктор нужен для того, чтобы сдерживать частоту оборотов в определенных пределах. Как видите, ремонт болгарок своими руками может оказаться вполне простым, но до узлов нужно добраться, поэтому для начала откручиваем винт в задней части кожуха (там же, зачастую, расположен регулятор скорости).

Винтом обычно удерживается небольшая пластина из пластика, без которой кожух легко сдвинется. Вы увидите все перечисленные выше узлы, за исключением редуктора, он скрыт под металлическим колпаком, который принимает на себя основную часть нагрева механизма. Снять редуктор можно, открутив 4 винта, и вот вы уже добрались до механической части болгарки.

Даже не обладая навыками электротехника, вам не придется мучиться вопросом, как отремонтировать болгарку, если знаете, что именно не работает. Вариантов может быть сравнительно немного.

В частности, если в районе якоря замечены искры, во время работы возникает характерный запах, кожух сильно нагревается и слышны легкие хлопки – причина наверняка в коллекторе – основном узле якоря.

Выглядит он как расположенные вокруг стержня пластины, именно к ним сведены все концы обмотки, и основное их назначение – контакт со щетками.

Поскольку мы уже знаем, как добраться до якоря, вынимаем щетки из специальных пазов, где они удерживаются спиральными пружинами (такие можно увидеть в часовом механизме). Делать это нужно при снятом редукторе.

Далее берем якорь за шестеренку передачи вращательного движения и тянем на себя. Старайтесь не сорвать подшипник качения, закрепленный на другом конце оси и утопленный в специальной выемке внутри корпуса.

Чистим коллектор, если он загрязнен, если же прогорел, придется установить новый якорь.

Если при включении диск начинает набирать обороты и слишком сильно разгоняется, определенно на обмотке статора имеет место витковое замыкание. Ремонт статора болгарки начинаем со срезания лобовых частей обмотки, остатки которой вынимаем.

Далее делаем новую обмотку с помощью шаблона, зажатого между двумя большими пластинами на оси, которую можно вставить в электродрель. Главное – добиться идентичного количества витков, сделанных с должной плотностью и выдержать толщину проволоки.

Вставляем две катушки в корпус статора, выводы делаем из того же обмоточного провода, изолировав гибкими трубочками соответствующего диаметра.

Помните, как откручивали 4 винта редуктора? Под ними вы не найдете ничего особенного, только море смазки, подшипники качения и шестерни.

В моделях мощностью до 1100 Вт обычно используются шестерни прямозубые, установленные на якоре, а вот болгарки с большей мощностью, например, на 1500 Вт, требуют косозубые передаточные колеса.

Оба варианта имеют коническую форму, поскольку ось штока редуктора пересекается с валом якоря, и передача возможна только угловым сцеплением зубьев.

Скорость вращения диска регулируется редуктором благодаря определенному количеству зубцов на шестерне.

К примеру, если передаточное колесо якоря имеет 10 зубцов, а редукторное насчитывает 41, то при частоте вращения якоря 32800 оборотов в минуту, диск выдаст только 8000 оборотов за то же время.

Как правило, ремонт редуктора болгарки заключается только в замене шестеренок. Если сломалась дисковое зубчатое колесо, то снять его для замены будет очень сложно, в редукторе это узел закреплен лучше всего.

Однако если у вас среди инструментов завалялся универсальный съемник с достаточно тонкими лапками, проблем возникнуть не должно.

С шестерней якорного вала должно получиться еще легче, она всегда держится на правой резьбе, однако не торопитесь откручивать, сначала обмотайте ветошью, чтобы не повредить зубцы разводным ключом.

И не жалейте солидола для внутренней полости редуктора, иногда его заедает именно потому, что смазка частично высохла, частично размазалась по поверхности металлического кожуха.

Источник: http://ogodom.ru/emont-bolgarki-svoimi-rukami-otremontirovat-statora.html

Характер, виды неисправностей УШМ (болгарок) и способы ремонта своими руками

УШМ (угловые шлифовальные машинки), в простонародье называемые болгарками, считаются крайне надежным и популярным инструментом. Однако любая вещь рано или поздно ломается и требуется починки.

Отремонтировать болгарку самостоятельно не так уж и трудно, если у вас на руках есть инструкция, где указан порядок действий.

Ниже вы сможете отыскать ответы на вопросы, связанные с починкой статора, ротора, редуктора и угольных щеток УШМ.

Болгарки крайне распространены среди многих домашних умельцев. Возможность заменять рабочие элементы позволяет осуществлять полировочные, шлифовальные и отрезные манипуляции.

А наличие прибора плавного пуска существенно повышает удобство и безопасность работы. Починка УШМ — это простая работа, с которой можно справиться и своими силами.

Тем, кто решил сделать это, потребуется схема УШМ необходимого типа, материалы для смазки, сам инструмент и пошаговое руководство.

Любая починка УШМ своими силами должна начинаться с выявления неисправностей. Болгарка характеризуется несложным устройством. При вращении ротора посредством косозубой шестеренки крутящий момент передается на шпиндель (вал) рабочего элемента. На валу находится полировочный или шлифовальный круг или камень.

Следует отметить и форму зубчика. На УШМ небольшой мощности, как правило, установлены шестеренки с прямыми зубчиками. Косозубые же конструкции применяются в приборах, мощность которых начинает от 1000 Ватт.

УШМ, как и всякий инструмент, с течением времени подвергается всевозможным поломкам, причины которых могут быть самыми разными. Они могут возникать не только от неправильного использования устройства, но и из-за несвоевременной/некорректной смены угольных щеточек и материалов для смазки.

Независимо от модели и марки болгарки проблемы у всех возникают практически одинаковые. Их можно условно поделить на электрические и механические. Для ремонтников-новичков, которые не знают как разобрать болгарку, поломки можно поделить на сложные и простые.

Неисправности механического плана

УШМ используется для исполнения полировочных, шлифовальных или же отрезных манипуляций. При работе этот инструмент подвергается очень существенным нагрузкам. Кроме того, он работает в непростых условиях (пыль и грязь).

Сильные нагрузки при эксплуатации УШМ при резании значительно изнашивают и зубчики шестеренок, и подшипник.

Самая распространенная механическая неисправность УШМ — это разрушение или изношенность скользящего подшипника на косозубой шестеренке редуктора.

Решить проблему просто, если имеется описание, схема и рекомендации, связанные с ремонтом.

Починка скользящих подшипников

Самой главной «уязвимостью» болгарки считаются именно подшипники. И хотя их всего три во всей конструкции, именно эти элементы зачастую обуславливают механические поломки. Итак, на подшипники негативное влияние оказывают:

  • использование в максимальном режиме;
  • слишком быстрое вращение;
  • недостаточный объем смазочной жидкости;
  • попадание частичек грязи и пыли;
  • несвоевременная/некорректная замена угольных щеточек или их деформация.

Конструкция любой разновидности болгарок предусматривает оперативную замену подшипников.

Неисправности, относящиеся к деформации или износу этого элемента, предполагают возникновение постороннего шума.

Выявляется повреждение посредством проверки люфта вала, то есть посредством его покачивания в стороны при установке инструмента. Если люфт имеется, то подшипник скольжения нужно срочно поменять.

Для того чтобы отремонтировать подшипник, его нужно вытащить из корпуса и снять с редукторного вала.

Демонтировать эту деталь следует с помощью специального съемника. С ротора же подшипник можно снять, воспользовавшись народной методикой. Для этого в тиски нужно вставить металлические полоски или ключи. На них следует уложить подшипники и с помощью массивного молотка и наставки из металла выколотить их с оси вала.

Починка редуктора УШМ

Уровень износа шестеренок редуктора можно проверить по пятну контакта. Редуктор заранее чистят от старого смазочного материала. На самую маленькую шестеренку детали нужно нанести специальную синьку, после чего провернуть ее.

Далее, необходимо снять крупную шестерню с косыми зубчиками и взглянуть с помощью увеличительного стекла на пятно контакта, которое в идеале должно быть не меньше пятидесяти процентов поверхности зубчика. Иначе шестерню нужно будет заменить или же изменить профиль зубчика. Однако эту поломку может устранить лишь мастер с большим опытом.

Зачастую срезанные, зализанные или деформированные шестеренки подлежат полной замене.

Разбираем редуктор УШМ

В процессе починки редуктора самой трудоемкой работой считается демонтаж шестерней и опорного подшипника.

Сама процедура разборки начинается со вскрытия крышки и отключения статора и ротора. Последний зажимается в тисках для того, чтобы выкрутить гайку, крепящую малую шестеренку.

В редукторной крышке запрессован шпиндельный подшипник. Для того чтобы его достать, иногда нужно демонтировать стопорное кольцо.

Если же подшипник сильно деформирован, от его проще достать с помощью отвертки.

Крупная шпиндельная шестеренка может закрепляться несколькими способами:

  • с помощью шпонки;
  • с помощью напрессовывания на шпиндель.

Снимаем редукторные шестерни

Практически все модели болгарок имеют одинаковую электрическую схему. Вращение с ротора передается с помощью редуктора непосредственно на рабочий элемент. Ротор при этом вращается в статоре.

Управление инструментом осуществляется с помощью кнопки, которая регулирует обороты, и угольных щеточек, которые передают напряжение на коллектор.

Питание оборудования обеспечивается соединительным кабелем.

Электрические поломки

Итак, к самым распространенным электрическим неисправностям относятся:

  • повреждение кабеля питания на входе в УШМ;
  • износ или деформация угольных щеточек;
  • неисправная кнопка запуска;
  • короткое замыкание или же обрыв статора;
  • короткое замыкание или обрыв ротора;
  • износ или расслоение коллекторых ламелей.

Электрические поломки рекомендуется определять с помощью тестера или иного устройства. Болгарка характеризуется достаточно простой электросхемой, которая не нуждается в особых познаниях. Нужно лишь быть предельно осторожным и соблюдать правила безопасности.

Самой распространенной причиной является обрыв питающего провода. Решается эта проблема его полной заменой или исключением из электросхемы участка, который вышел из строя. Обнаружить неисправность можно с помощью обыкновенного тестера.

Если у вас нет в наличии этого прибора, то можно воспользоваться специальной индикаторной отверткой.

Также стабильное функционирование электрического инструмента находится в зависимости от состояния угольных щеточек. Полный контакт этих элементов с ламелями и общее состояние влияет на работу роторного коллектора. Кстати, своевременная смена этих деталей позволяет предотвратить многие поломки.

Уровень износа щеток определяется характером искрения в районе расположения коллектора. Искрение, как правило, должно быть ровным по всей площади пятна контакта ламелей и угольных щеток. Искрение по кругу свидетельствует о неисправности в цепочках ротора.

В УШМ рекомендуется использовать лишь оригинальные угольные щетки. «Самопальные» изделия устанавливать можно, но лишь на короткий срок.

Поломки кнопки запуска зачастую проявляются в ненадежном или затруднительном запуске инструмента. Неисправность данного плана возникает и пропадает самопроизвольно.

Не стоит пользоваться УШМ со сломанной кнопкой активации. Эта поломка может привести к заклиниванию рабочего элемента при работе, что повлечет за собой более серьезные последствия. При этом починка заключается в банальной замене поврежденной детали.

О поломке статора может свидетельствовать непроизвольная раскрутка вала. УШМ при этом будет набирать предельные обороты. Причиной здесь может служить межвитковое замыкание в статорной обмотке.

Многие неисправности могут быть устранены лишь опытными специалистами. Увеличить срок службы статора можно лишь регулярной смазкой, чисткой и заменой подшипников и угольных щеточек.

Как правило, статор в болгарке ломается очень редко. К этой неприятности может привести перегрев УШМ при эксплуатации. Проявляет себя поломка существенным нагревом конструкции инструмента и появлением горелого запаха.

Поломка ротора в УШМ может быть следствием неправильного использования оборудования, регулярных перегревов, попаданием пыли в коллекторные ламели и несвоевременной/неправильной замены угольных щеточек.

Сначала на коллекторе увеличиваются размеры искры, после этого возникает аромат гари и дым. Работа болгаркой с неисправным редуктором характеризуется сильным гулом и стуком.

Ремонт ротора, как и ремонт болгарки своими руками, — это очень непростая процедура. Потому для этой цели лучше обратиться к специалистам сервисцентра, которые произведут ремонт болгарки интерскол очень качественно и оперативно.

Источник: https://tokar.guru/instrumenty/ushm-bolgarki/osobennosti-remonta-ushm-bolgarki-svoimi-rukami.html

Ссылка на основную публикацию